Персональный сайт воспитателя логопедической группы Задуровой Ларисы Евгеньевны

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

17 ноября [вс]

                                         "Родное подмосковье"

С мая по сентябрь 2018 года среди дошкольных образовательных организаций   Московской области проводился региональный конкурс педагогических проектов "Родное  Подмосковье". Конкурс проводился по направлениям:

- Ознакомление с природой родного Подмосковья;

- Знакомство со знаменитыми людьми родного Подмосковья;

- Ознакомление с достопримечательностями родного края; 

- Ознакомление с народными промыслами Подмосковья;

- Приобщение детей к физической культуре.

Я и моя коллега (Парамонова Анна Михайловна) приняли участие в данном конкурсе. В рамках номинации "Ознакомление с природой родного Подмосковья" мы презентовали проект «Зимующие птицы родного Подмосковья».

Актуальность проекта

Природа  - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного, речевого развития ребенка. Она  привлекает детей и взрослых своим многообразием, красочностью и динамичностью. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего ее познания.

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным. И тогда люди могут помочь птицам.

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнать новые факты из их жизни, желание оказать им помощь.

В рамках данного проекта дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие речевые нарушения,  смогли открыть для себя удивительный мир птиц родного края,  расширили словарь и  развили все компоненты речи с помощью игр, нетрадиционной продуктивной деятельности, интерактивных  и инновационных технологий.


                                              Паспорт проекта «Зимующие птицы родного Подмосковья»

Содержание

Пояснения

1

Тип

Информационно-творческий

2

По срокам реализации

Краткосрочный (ноябрь-декабрь)

3

Предметная область

Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

4

Участники

Учитель-логопед, воспитатель логопедической группы, дети и родители группы

5

Основание для разработки:

проблема

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнать новые факты из их жизни, желание оказать им помощь.

6

Цель

Расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах родного края.

Развитие всех компонентов речевой системы детей с ОВЗ.

7

Задачи

Расширять представления детей о жизни зимующих птиц.

Уточнять представления о роли человека в жизни зимующих птиц.

Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.

Развивать звукопроизносительную,  лексико- грамматическую категорию языка и связную речь.

Воспитывать желание помогать птицам в зимний период.

Формировать эстетическое восприятие мира природы. Закрепить умения детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно – изобразительной деятельности  посредством аппликации, лепки, рисования.

8

Новизна реализуемой идеи

Реализация проекта через инновационные технологии и нетрадиционную продуктивную деятельность дошкольников.

9

Стратегия и механизмы реализации (этапы)

Подготовительный этап:

Определение уровня знаний дошкольников о зимующих птицах.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап:

Проведение НОД с детьми по данной теме.

Чтение художественной литературы.

Продуктивная деятельность.

Выполнение заданий учителя-логопеда по лексической теме с детьми.

Проведение наблюдений за зимующими птицами во время прогулки.

Работа с родителями.

Заключительный:

Оформление выставки «Зимующие птицы»

Организация «Птичьей столовой»

Показ открытого занятия «Зимующие птицы и зимние гости»

Презентация проекта на педагогическом часе.

10

Ожидаемые результаты

Дети научатся вести наблюдения за объектами  живой природы.

Дети научатся различать зимующих птиц по внешнему виду, пению.

Разовьют лексический словарь, грамматический строй и связную речь в рамках данной темы.

Узнают о пользе птиц в природе.

Активное участие родителей в реализации проекта.

11

Форма презентации проекта

Демонстрация презентации и продукта проекта.

12

Продукты проекта

Творческие работы детей, картотека речевого материала по данной теме (дидактические игры, стихи, загадки), лэпбук.

Основные мероприятия

№п/п

Мероприятие

Цель

Задачи

Краткое содержание

Ресурсы

1

Беседы с детьми

Уточнение знаний о зимующих птицах родного края

Уметь определять птиц по внешнему виду;

учить проявлять заботу к птицам в зимнее время; вызвать у детей чувство сострадания и жалости к пернатым, желание им помочь и накормить.

1.«Что ты знаешь о птицах»

2. «Трудно птицам зимовать»

М.Г. Борисенко «Перелетные и зимующие птицы» Санкт- Петербург 2015г.

Раздаточные карточки "Зимующие птицы" Издательство: Сфера, 2017 г.  

Полевой определитель птиц Подмосковья. Москва: Союз охраны птиц России, 2011г.

 Ильякова Н.Е. Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» Демонстр. материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР - М.: Гном и Д, 2006г.

2

Чтение художествен-ной литературы

Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения   великих поэтов и писателей о зимующих птицах.

Воспитывать интерес к природе через художественные произведения; формировать  потребность детей  в чтении, привлекать к знакомству с различными формами художественной литературы; обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зимующих птицах

В. Звягина «Воробей», С.А. Есение «Поет зима, аукает»,

Т. Евдошенко «Берегите птиц»,

 Ю.Никонова «Зимние гости»,

Л. Воронкова «Птичьи кормушки»,

 В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»,

О. Григорьева «Синица», А. Яшин «Покормите птиц зимой»

Звягина В. Воробышки / Рис. В. Киселева. – Саратов : Кн. изд., 1955.

Есенин С. «Стихи детям», Издательство Эксмо, 2015г.,  136 с. 

Сухомлинский В. «Все добрые люди - одна семья»,

Издательский дом "Школа", 2013г.

3.

Заучивание стихотворений, скороговорок, считалок о птицах

Развитие речевой деятельности детей

Развивать чувство ритма; расширять словарный запас; стимулировать развитие слухового восприятия; формировать правильное звукопроизношение;

 прививать любовь к художественному слову

А. Прокофьев «Снегири»,

А. Барто «Свиристели»

Ю.Никонова «Зимний гость», Е.Ильин «Синица»,

«Считалка для ворон»  А. Усачёв,

речевая зарядка «Воробей» А.Тараскин.

Прокофьев А. А.

«Снег, снег, снегири»

Издательство: Речь, 2015 г.

Барто А., «Детям» Издательства АСТ, Малыш, 2017г.,

Алтухова Т.А., Егорова Н.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. — М.: АРКТИ, 2005г. Н. Красильников «500 считалок, загадок, скороговорок для детей» Издательство: М.: ТЦ Сфера, 2010г.

4.

Коррекционно-образовательная деятельность логопеда

в подготовительной логопедической группе по теме проекта

Коррекция и развитие всех компонентов речевой системы

Коррегировать звукопроизношение;

Расширять и активизировать словарь детей по данной теме;

формировать лексико-грамматические категории у детей с ОНР;

развивать  связную  и просодическую сторону речи.

Работа с картинным демонстрационным материалом;

Д/И «Скажи одним словом»

Д/И «Рассмотри и назови»

Д/И «Подбери слова»

Д/И «Чьи перья»

Составление рассказа «Спасение воробья» по серии картин

Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин

Шиловских И. С. Демонстрационные картинки "Зимующие птицы" (16 картинок). Изд – во Сфера 2017г.

ТеремковаН.Э.

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2 — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. - 32 с. стр. 26-30

Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе .стр.41

5.

Рисование

Учить передавать внешний вид зимующих птиц через нетрадиционные техники рисования.

Формировать умение отображать в рисунке особенности внешнего облика снегиря, воробья  и синицы. Развивать композиционные умения и навыки.

- «Стайка воробьев клюет зернышки»

- «Снегири на еловой веточке»

- «Синица»

- «Моя любимая птичка»

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009г. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва 2014г.

6.

Конструирование из бумаги

Составлять изображение птиц, используя технику оригами.

Закрепить у детей умение складывать базовую форму – треугольник; развивать саморегуляцию, мышление, воображение, память, фантазию.

«Воробей», «Ворона» (оригами)

Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду М.: Линка-Пресс, 2010.- 96 с. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия (Пер. с  анг. –М.: Изд-во ЭКСМО, 2005-256с., илл)

7.

Аппликация в нетрадиционной технике ( из ткани, бисера, пайеток, цветного песка, ниток, салфеток)

Овладение различными техниками создания птиц из разных материалов посредством аппликации

Учить  использовать  в аппликации разнообразные материалы: салфетки, ткань, нитки, пряжу, цветной  песок, бисер, пайетки; способствовать развитию мелкой моторики рук, творческого мышления

«Глухарь», «Дятел», «Воробей», «Снегирь», «Синица»

Вовикова А. «Аппликации и поделки из бумаги» Издательство: Стрекоза, 2012 г.

Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 5-6 лет» Издательство: Мозаика-Синтез, 2016г.

Ингрид Морас «Объемные фигурки из бисера. Зверушки, птицы, бабочки» Издательство Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород,  2016г.

8.

Лепка

Формирование уменияпередавать образ птиц посредством лепки

Учить детей лепить птиц из нескольких частей; развивать чувство формы и пропорций; воспитывать любознательность и самостоятельность  

«Птицы прилетели»

Галина Швайко: Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Издательство: Владос, 2008 г.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа

М.: Карапуз-Дидактика, 2008. — 208 с.

9.

Прослушивание записи голосов зимующих птиц

Расширение знаний детей о голосах зимующих птиц

Воспитывать умение различать птичьи голоса, приобщать к миру дивного пения птиц.

Прослушивание голосов птиц с помощью аудиотехники

https://ptici.info/penie-ptic.html

10.

Изготовление угощения для птиц

Привлечение детей к к процессу приготовления корма для птиц

Учить правильно называть ингредиенты и последовательность работы.

«Птичья столовая»

Большая энциклопедия природы для детей [пер. с фр.] - М.: Гриф-фонд, Межкнига,1994. - 97с.

Харт М.,Стефенс М. Наблюдаем птиц. - М.:АСТ-ПРЕСС,1997.  Юный эрудит.Современная энциклопедия окружающего мира - М.: Эксмо, 2010г. 

11.

Создание Лэпбука

Формирование умения детей использовать Лэпбук в повседневной жизни

Обобщить знания детей о зимующих птицах;

развивать речь;

развивать творческие способности дошкольников

Подбор дидактического и картинного материала.

Изготовление лэпбука.

http://www.psixologicheskoezerkalo.ru/product/lepbuk-pereletnye-i-zimuyushhie-pticy-rossii

12.

Конкурс для родителей «Кормушка своими руками»

Привлечение родителей к участию в проекте.

Укреплять детско-родительские отношения. Воспитывать  нравственные чувства.

Изготовление кормушек.

Презентация своих кормушек в дошкольном учреждении.

Награждение победителей

Личные ресурсы родителей

13.

Открытое занятие « Зимующие птицы и зимние гости»

Обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах и зимних гостях.

Расширить представление детей о зимующих птицах;

тренировать в употреблении приставочных глаголов, предлогов;

развить словарь прилагательных;

развивать связную речь.

НОД по теме «Зимующие птицы и зимние гости»

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекы занятий. –М.:ТЦ Сфера, 

2005 г.

Приложение

                       Конспект открытого занятия в подготовительной 

           логопедической группе по теме: «Зимующие птицы и зимние гости»

          (Подготовила: учитель – логопед высшей квалификационной категории  Парамонова А.М.) 

 Содержание занятия

Цель:

 -обобщение  и систематизация  знаний  детей о зимующих птицах и зимних гостях.

Задачи:

   -расширить представление детей о зимующих птицах;

- тренировать в употреблении приставочных глаголов;
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

- развить словарь прилагательных;

  - тренировать в употреблении предлогов;

  - совершенствовать навык составления предложений с предлогами;

  - развивать связную речь;

Оборудование:

Силуэты зимующих птиц у каждого ребёнка; прищепки; муляж дерева с объёмной кормушкой; картинный материал по зимующим птицам: воробей, дятел, синица, снегирь, клёст, свиристель, ряд картин для рассказа про глухаря (мнемотехника); магнитная доска; музыкальный центр.

 Предварительная работа:

Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций, презентации; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры, дидактические игры: «Кто лишний», «Кого нет», «Почини предложение»; знакомство с голосами зимующих птиц; продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация) по изготовлению зимующих птиц.

                                                                  Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед:

Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте.

Логопед: Ребята, посмотрите сколько в нашем зале сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).

2. Основная часть занятия

Логопед: Ребята, нас сегодня ждёт увлекательное путешествие. Посмотрите как красиво в зале, он как - будто волшебный. Идите за мной, мы всё с вами рассмотрим.

 -  Скажите мне, какое сейчас время года? (зима). А кого мы с вами здесь видим? (птиц). Как называются птицы, которые живут с нами круглый год? (зимующие птицы). Давайте вспомним зимующих птиц, которых знаем (дети называют зимующих птиц).

 Ребята, на ваших рубашечках и кофточках я вижу птиц. Вы потрудились, для того чтобы они получились у вас такими разными и красивыми. Вам понравилось делать птиц? (дети отвечают). Сегодня мы поиграем с ними. А сейчас присаживайтесь на стульчики.

Ребята, я думаю, что вы знаете много загадок о зимующих птицах. Давайте попробуем отгадать некоторые из них:

Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка,

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.  (снегирь)

(Отгадавший выходит и прикрепляет свою птичку на дерево)

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

(Отгадавший выходит и прикрепляет свою птичку на дерево)

Птичка – невеличка, ножки жмёт,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (воробей)

(Отгадавший выходит и прикрепляет свою птичку на дере)

Черный жилет,

Красный берет,

Нос, как топор,

Хвост, как упор. (дятел)

(Отгадавший выходит и прикрепляет свою птичку на дерево)

Логопед: Молодцы, ребята, вы отлично умеете отгадывать загадки.

Теперь, я приглашаю всех вас к нашему дереву. Мы поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей  (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают

Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Н.Нищева

Логопед: Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Сейчас я приглашаю ко мне стайку воробьёв. Ребята, найдите среди картинок свою птицу. Расскажите какой воробей?

Ответы детей: шустрый, быстрый, смелый, боевой, маленький...

Логопед: А сейчас я зову ко мне  дятлов. Ребята, а где среди картинок ваша птица. Какой дятел?

Ответы детей: длинноклювый, быстрый, пестрый, лесной…

Логопед: Теперь я попрошу вылететь сюда снегирей. Где ваша птица? Какой снегирь?

Ответы детей: ленивый, грустный, важный, гордый…

Логопед: У нас осталась стайка синиц. Вылетайте. Покажите вашу птицу. Какая синица?

Ответы детей: юркая, веселая, умная, желтогрудая…

Логопед: Молодцы, ребята, присаживайтесь на свои места. Я для вас приготовила небольшой сюрприз. О нашем занятии узнали птицы и одна из них прилетела к нам в гости.

 Вылетает снегирь, здоровается с ребятами и предлагает с ним поиграть.

Логопед: Здравствуй, птичка. Мы с удовольствием с тобой поиграем. Что нужно делать?

Снегирь: Я буду сейчас выполнять действия, а вы, ребята, расскажите о них.

 (Снегирь к дереву подлетел, вокруг дерева облетел, под дерево сел, за дерево залетел, из-за дерева вылетел). После игры снегирь сажает свою птицу на дерево и садится на своё место.

Логопед: Ребята, посмотрите как много мы можем с вами рассказать о зимующих птицах. Молодцы. Посмотрите у нас остались ещё картинки. Что это за птицы? (клёст, свиристель). Я сейчас попрошу некоторых ребят собрать этих птиц из частей, а картинки будут для вас подсказкой. (Дети собирают разрезную картинку).

Логопед: Пока ребята собирают птиц, я предлагаю вам послушать прекрасное пение. (звучат голоса клеста и свиристеля, ребята собрали картинки и сели на свои места).

 Ребята, какие птицы так поют? Они такие интересные, а что мы о них знаем?

Дети рассказывают про клеста и свиристеля. (Свиристель – птица с необычным именем. Этой птице дали такое название, потому что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать, свистеть". Песня свиристеля — нежная журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Вот сидит эта поистине дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно-негаданно как свистнет! Известно, что Свиристель – любитель мягких гнёзд. Она довольно прожорлива.

 Клест - «северный попугайчик». Такое прозвище они получили за то, что искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части сложены крестиком. Клесты - единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при сильном морозе.

Логопед: Молодцы. Ребята, а это что за звук слышится? Какая птица издаёт такие звуки?  (глухарь)…. Правильно глухарь. Вы знакомы с этой птицей и даже сделали глухаря. А что вы знаете о нём? (рассказ о глухаре с использование мнемотехники).

Глухарь – крупная лесная птица. Летает глухарь тяжело и шумно. Основное время проводит на земле. Глухарь живёт в наших лесах круглый год. Летом ест ягоды, листья, насекомых, зимой – почки, хвою, ягоды рябины. Весной глухарь токует. В этот момент он так увлечён своей «песней», что ничего вокруг не слышит – за это его и прозвали глухарём.

3. Подведение итога занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед: Ребята, давайте все подойдём к дереву. Посмотрите, ребята на нашу работу. Наше дерево теперь не одиноко, на нём много красивых зимующих птиц, которых вы сделали своими руками. Они собрались на дереве дружной стайкой, так же как и вы в группе. Им теперь не одиноко в большом лесу и у них появились новые друзья – мы с вами. Мне очень нравится наша совместная работа. А вам? (дети отвечают). Вы хорошо поработали. Занятие окончено. До свидания.

Литература:

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. -М.:ТЦ Сфера, 2005.

Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб.: Детство-пресс, 2010.

Презентация "Зимующие птицы Подмосковья"                                                                                                                                                                                          4676d9a43f5a5691775c337263144aad.jpg

  

  445cfec64630be8498bdba928a9efcc8.jpg 


27f8c8422ece945aac76801c1ae5b759.jpg

68057d957e3f9a778478e3f2f9f9b8aa.jpg
b4eb94d717dc9ddfe275b923b8975fef.jpg
bcbb8d5da8d141856a607889263072ec.jpg
1345465a268bf20a24cfbd2b3ef5f807.jpg
53565fc6fb4ffc9e0e7f3a69f4135504.jpg
d9c0439350f4e8d97cf78e922cb477e7.jpg
64e23a65712b226c2b17581a75d3b99e.jpg
cb6e1368bd0bc49332b3f82aad59afce.jpg

             

Список  используемой литературы:

1. Алтухова Т.А., Егорова Н.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. — М.: АРКТИ, 2005.

2. Барто А., «Детям» Издательства АСТ, Малыш, 2017г., интернет-ресурсы

3. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия (Пер. с  анг. –М.: Изд-во ЭКСМО, 2005-256с., илл)

4. Большая энциклопедия природы для детей [пер. с фр.] - М.: Гриф-фонд, Межкнига,1994. - 97с.

5. Вовикова А. «Аппликации и поделки из бумаги» Издательство: Стрекоза, 2012 г.

6. Галина Швайко: Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Издательство: Владос, 2008 г. 

7. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе .стр.41

8. Есенин С. «Стихи детям», Издательство Эксмо, 2015г.,  136 с. 

9. Звягина В. Воробышки / Рис. В. Киселева. – Саратов : Кн. изд., 1955.

10. И.А.Лыкова  «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.

11. Ильякова Н.Е. Серия сюжетных картин.  Как помочь птицам зимой? Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР - М.: Гном и Д, 2006. — 28 с.

12. Ингрид Морас  «Объемные фигурки из бисера. Зверушки, птицы, бабочки», Издательство Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород,  2016г.

13. Интернет ресурсы:  http://www.langet.ru/html/d/delikates.html , https://ptici.info/penie-ptic.html, http://www.psixologicheskoezerkalo.ru/product/lepbuk-pereletnye-i-zimuyushhie-pticy-rossii.

14. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

15. Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 5-6 лет» Издательство: Мозаика-Синтез, 2016г.

16. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва 2014г

17. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа , М.: Карапуз-Дидактика, 2008. — 208 с.

18. М.Г. Борисенко «Перелетные и зимующие птицы» Санкт- Петербург 2015г.

19. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду М.: Линка-Пресс, 2010.- 96 с.

20. Н. Красильников «500 считалок, загадок, скороговорок для детей», Издательство: М.: ТЦ Сфера, 2010г

21. Прокофьев А. А. «Снег, снег, снегири», Издательство: Речь, 2015 г.

22. Раздаточные карточки "Зимующие птицы" Издательство: Сфера, 2017

23. Полевой определитель птиц Подмосковья. Москва: Союз охраны птиц России, 2011, 232 с. с цв. илл. 

24. Сухомлинский В. «Все добрые люди - одна семья», Издательский дом "Школа", 2013г.

25. ТеремковаН.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2 — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. - 32 с. стр. 26-30

26. Харт М.,Стефенс М. Наблюдаем птиц. - М.:АСТ-ПРЕСС,1997. -10 с.

27. Шиловских И. С. Демонстрационные картинки "Зимующие птицы" (16 картинок). Изд – во Сфера 2017г.

28. Юный эрудит. Современная энциклопедия окружающего мира [пер. с анг. ] - М.: Эксмо, 2010. - 138с. 

2304809e21707fb1f320a5bc0688197b.jpg


 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.