Персональный сайт воспитателя логопедической группы Задуровой Ларисы Евгеньевны
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
17 ноября [вс]
"Родное подмосковье"С мая по сентябрь 2018 года среди дошкольных образовательных организаций Московской области проводился региональный конкурс педагогических проектов "Родное Подмосковье". Конкурс проводился по направлениям: - Ознакомление с природой родного Подмосковья; - Знакомство со знаменитыми людьми родного Подмосковья; - Ознакомление с достопримечательностями родного края; - Ознакомление с народными промыслами Подмосковья; - Приобщение детей к физической культуре. Я и моя коллега (Парамонова Анна Михайловна) приняли участие в данном конкурсе. В рамках номинации "Ознакомление с природой родного Подмосковья" мы презентовали проект «Зимующие птицы родного Подмосковья». Актуальность проекта Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного, речевого развития ребенка. Она привлекает детей и взрослых своим многообразием, красочностью и динамичностью. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего ее познания. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным. И тогда люди могут помочь птицам. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнать новые факты из их жизни, желание оказать им помощь. В рамках данного проекта дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие речевые нарушения, смогли открыть для себя удивительный мир птиц родного края, расширили словарь и развили все компоненты речи с помощью игр, нетрадиционной продуктивной деятельности, интерактивных и инновационных технологий.
Паспорт проекта «Зимующие птицы родного Подмосковья»
Основные мероприятия
Приложение Конспект открытого занятия в подготовительнойлогопедической группе по теме: «Зимующие птицы и зимние гости»(Подготовила: учитель – логопед высшей квалификационной категории Парамонова А.М.) Содержание занятия Цель: -обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах и зимних гостях. Задачи: -расширить представление детей о зимующих птицах;
- тренировать в употреблении приставочных глаголов;
- развить словарь прилагательных; - тренировать в употреблении предлогов; - совершенствовать навык составления предложений с предлогами; - развивать связную речь;
Оборудование: Силуэты зимующих птиц у каждого ребёнка; прищепки; муляж дерева с объёмной кормушкой; картинный материал по зимующим птицам: воробей, дятел, синица, снегирь, клёст, свиристель, ряд картин для рассказа про глухаря (мнемотехника); магнитная доска; музыкальный центр. Предварительная работа: Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций, презентации; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры, дидактические игры: «Кто лишний», «Кого нет», «Почини предложение»; знакомство с голосами зимующих птиц; продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация) по изготовлению зимующих птиц. Ход занятия1. Организационный момент Логопед: Здравствуйте дети! Дети: Здравствуйте. Логопед: Ребята, посмотрите сколько в нашем зале сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются). 2. Основная часть занятия Логопед: Ребята, нас сегодня ждёт увлекательное путешествие. Посмотрите как красиво в зале, он как - будто волшебный. Идите за мной, мы всё с вами рассмотрим. - Скажите мне, какое сейчас время года? (зима). А кого мы с вами здесь видим? (птиц). Как называются птицы, которые живут с нами круглый год? (зимующие птицы). Давайте вспомним зимующих птиц, которых знаем (дети называют зимующих птиц). Ребята, на ваших рубашечках и кофточках я вижу птиц. Вы потрудились, для того чтобы они получились у вас такими разными и красивыми. Вам понравилось делать птиц? (дети отвечают). Сегодня мы поиграем с ними. А сейчас присаживайтесь на стульчики. Ребята, я думаю, что вы знаете много загадок о зимующих птицах. Давайте попробуем отгадать некоторые из них: Пусть я птичка – невеличка, У меня, друзья, привычка, Как начнутся холода, Прямо с севера сюда. (снегирь) (Отгадавший выходит и прикрепляет свою птичку на дерево) Спинкой зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (синица) (Отгадавший выходит и прикрепляет свою птичку на дерево) Птичка – невеличка, ножки жмёт, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок – Получается прыжок. (воробей) (Отгадавший выходит и прикрепляет свою птичку на дере) Черный жилет, Красный берет, Нос, как топор, Хвост, как упор. (дятел) (Отгадавший выходит и прикрепляет свою птичку на дерево) Логопед: Молодцы, ребята, вы отлично умеете отгадывать загадки. Теперь, я приглашаю всех вас к нашему дереву. Мы поиграем с пальчиками. Пальчиковая гимнастика "Кормушка" Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.) Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику.) Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.) Н.Нищева Логопед: Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Сейчас я приглашаю ко мне стайку воробьёв. Ребята, найдите среди картинок свою птицу. Расскажите какой воробей? Ответы детей: шустрый, быстрый, смелый, боевой, маленький... Логопед: А сейчас я зову ко мне дятлов. Ребята, а где среди картинок ваша птица. Какой дятел? Ответы детей: длинноклювый, быстрый, пестрый, лесной… Логопед: Теперь я попрошу вылететь сюда снегирей. Где ваша птица? Какой снегирь? Ответы детей: ленивый, грустный, важный, гордый… Логопед: У нас осталась стайка синиц. Вылетайте. Покажите вашу птицу. Какая синица? Ответы детей: юркая, веселая, умная, желтогрудая… Логопед: Молодцы, ребята, присаживайтесь на свои места. Я для вас приготовила небольшой сюрприз. О нашем занятии узнали птицы и одна из них прилетела к нам в гости. Вылетает снегирь, здоровается с ребятами и предлагает с ним поиграть. Логопед: Здравствуй, птичка. Мы с удовольствием с тобой поиграем. Что нужно делать? Снегирь: Я буду сейчас выполнять действия, а вы, ребята, расскажите о них. (Снегирь к дереву подлетел, вокруг дерева облетел, под дерево сел, за дерево залетел, из-за дерева вылетел). После игры снегирь сажает свою птицу на дерево и садится на своё место. Логопед: Ребята, посмотрите как много мы можем с вами рассказать о зимующих птицах. Молодцы. Посмотрите у нас остались ещё картинки. Что это за птицы? (клёст, свиристель). Я сейчас попрошу некоторых ребят собрать этих птиц из частей, а картинки будут для вас подсказкой. (Дети собирают разрезную картинку). Логопед: Пока ребята собирают птиц, я предлагаю вам послушать прекрасное пение. (звучат голоса клеста и свиристеля, ребята собрали картинки и сели на свои места). Ребята, какие птицы так поют? Они такие интересные, а что мы о них знаем? Дети рассказывают про клеста и свиристеля. (Свиристель – птица с необычным именем. Этой птице дали такое название, потому что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать, свистеть". Песня свиристеля — нежная журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Вот сидит эта поистине дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно-негаданно как свистнет! Известно, что Свиристель – любитель мягких гнёзд. Она довольно прожорлива. Клест - «северный попугайчик». Такое прозвище они получили за то, что искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части сложены крестиком. Клесты - единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при сильном морозе. Логопед: Молодцы. Ребята, а это что за звук слышится? Какая птица издаёт такие звуки? (глухарь)…. Правильно глухарь. Вы знакомы с этой птицей и даже сделали глухаря. А что вы знаете о нём? (рассказ о глухаре с использование мнемотехники). Глухарь – крупная лесная птица. Летает глухарь тяжело и шумно. Основное время проводит на земле. Глухарь живёт в наших лесах круглый год. Летом ест ягоды, листья, насекомых, зимой – почки, хвою, ягоды рябины. Весной глухарь токует. В этот момент он так увлечён своей «песней», что ничего вокруг не слышит – за это его и прозвали глухарём. 3. Подведение итога занятия. Оценка деятельности детей. Логопед: Ребята, давайте все подойдём к дереву. Посмотрите, ребята на нашу работу. Наше дерево теперь не одиноко, на нём много красивых зимующих птиц, которых вы сделали своими руками. Они собрались на дереве дружной стайкой, так же как и вы в группе. Им теперь не одиноко в большом лесу и у них появились новые друзья – мы с вами. Мне очень нравится наша совместная работа. А вам? (дети отвечают). Вы хорошо поработали. Занятие окончено. До свидания. Литература: Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. -М.:ТЦ Сфера, 2005. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб.: Детство-пресс, 2010. Презентация "Зимующие птицы Подмосковья"Список используемой литературы:1. Алтухова Т.А., Егорова Н.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. — М.: АРКТИ, 2005. 2. Барто А., «Детям» Издательства АСТ, Малыш, 2017г., интернет-ресурсы 3. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия (Пер. с анг. –М.: Изд-во ЭКСМО, 2005-256с., илл) 4. Большая энциклопедия природы для детей [пер. с фр.] - М.: Гриф-фонд, Межкнига,1994. - 97с. 5. Вовикова А. «Аппликации и поделки из бумаги» Издательство: Стрекоза, 2012 г. 6. Галина Швайко: Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Издательство: Владос, 2008 г. 7. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе .стр.41 8. Есенин С. «Стихи детям», Издательство Эксмо, 2015г., 136 с. 9. Звягина В. Воробышки / Рис. В. Киселева. – Саратов : Кн. изд., 1955. 10. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009. 11. Ильякова Н.Е. Серия сюжетных картин. Как помочь птицам зимой? Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР - М.: Гном и Д, 2006. — 28 с. 12. Ингрид Морас «Объемные фигурки из бисера. Зверушки, птицы, бабочки», Издательство Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, 2016г. 13. Интернет ресурсы: http://www.langet.ru/html/d/delikates.html , https://ptici.info/penie-ptic.html, http://www.psixologicheskoezerkalo.ru/product/lepbuk-pereletnye-i-zimuyushhie-pticy-rossii. 14. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007. 15. Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 5-6 лет» Издательство: Мозаика-Синтез, 2016г. 16. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва 2014г 17. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа , М.: Карапуз-Дидактика, 2008. — 208 с. 18. М.Г. Борисенко «Перелетные и зимующие птицы» Санкт- Петербург 2015г. 19. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду М.: Линка-Пресс, 2010.- 96 с. 20. Н. Красильников «500 считалок, загадок, скороговорок для детей», Издательство: М.: ТЦ Сфера, 2010г 21. Прокофьев А. А. «Снег, снег, снегири», Издательство: Речь, 2015 г. 22. Раздаточные карточки "Зимующие птицы" Издательство: Сфера, 2017 23. Полевой определитель птиц Подмосковья. Москва: Союз охраны птиц России, 2011, 232 с. с цв. илл. 24. Сухомлинский В. «Все добрые люди - одна семья», Издательский дом "Школа", 2013г. 25. ТеремковаН.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2 — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. - 32 с. стр. 26-30 26. Харт М.,Стефенс М. Наблюдаем птиц. - М.:АСТ-ПРЕСС,1997. -10 с. 27. Шиловских И. С. Демонстрационные картинки "Зимующие птицы" (16 картинок). Изд – во Сфера 2017г. 28. Юный эрудит. Современная энциклопедия окружающего мира [пер. с анг. ] - М.: Эксмо, 2010. - 138с.
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.